Сцилла и Харибда - это два морских чудовища из древнегреческой мифологии. В эпической поэме Гомера «Одиссея» главный герой чудом избегает смерти, пройдя между пещерой ужасной Сциллы и гигантским водоворотом Харибды. При этом, однако, гибнут его товарищи.
Фразеологизм между Сциллой и Харибдой означает опасность, грозящую с разных сторон: избежишь одной - наткнешься на другую. Пройти между Сциллой и Харибдой - это значит счастливо избежать сразу нескольких напастей, выбраться из почти безвыходного положения.
В греческом и латинском языках существует пословица «наткнуться на Сциллу, избегнув Харибды» - это значит попасть из огня да в полымя.
Историки полагают, что «пролив Сциллы и Харибды» из легенд - это Мессинский пролив между Сицилией и Калабрией. В реальности это место не считается опасным для моряков.
В мифах Ясон со спутниками-аргонавтами, отправившись за золотым руном, миновал Харибду благодаря помощи морской нимфы Фетиды.
А Эней, мифический предок римских царей, предпочел обойти Сциллу и Харибду окольным путем.
Как возникло это выражение: Одиссей между Сциллой и Харибдой
Царь Итаки Одиссей возвращался домой с Троянской войны. Его путешествие, полное злоключений, затянулось на десять лет. Один из драматичных эпизодов - встреча со Сциллой и Харибдой.
Сцилла или Скилла (Σκύλλα по-гречески значит «лающая»), согласно Гомеру, жила в пещере на крутой скале над морем. Было у нее двенадцать лап, шесть голов на длинных шеях и острые зубы в три ряда. Сцилла поджидала проходящие корабли, нападая на них и разом съедая по шесть моряков - по числу своих голов.
Харибда (Χάρυβδις) - олицетворение опасностей морской пучины. В поэме Гомера она представлена в виде гигантского водоворота. Трижды в день Харибда втягивает, а затем извергает из себя воду.
Корабль с Одиссеем и его товарищами оказывается в узком проходе между Сциллой и Харибдой. Приходится выбирать из двух зол, и царь выбирает Сциллу: он велит морякам грести изо всех сил прочь от водоворота, но не говорит им о чудовище на скале, чтобы те не струсили. В результате Сцилла убивает шестерых моряков, но остальные остаются целы и продолжают путь.
Корабль останавливается у берега острова Тринакрия (Сицилия), хотя Одиссей предчувствует беду и просит этого не делать. Морякам приходится месяц ждать попутного ветра, у них кончаются припасы. Тогда они, нарушив клятву, убивают священных быков Гелиоса - бога Солнца. Зевс наказывает путешественников за святотатство: когда корабль отплывает, бог-громовержец поражает его молнией.
Судно разбито, гибнут все, кроме Одиссея. Тот успевает прицепиться к обломкам. Его вновь несет к водовороту Харибды. Несчастный спасается, уцепившись за ветви свисающей с берега смоковницы, и цепляется за них руками, покуда Харибда не начинает вновь отдавать воду вместе с обломками корабля.
Девять дней Одиссея носит на бревнах по морю, а на десятый выбрасывает на берег острова нимфы Калипсо. Там царь Итаки проводит следующие семь лет: влюбленная Калипсо уговаривает его остаться, суля бессмертие и вечную молодость. Но Одиссей тоскует по родине и жене, и наконец боги велят Калипсо отпустить его в дальнейший путь.
Читайте также: Циклоп и Одиссей - как герой перехитрил людоеда Полифема
Сцилла и Харибда: примеры употребления
Как трудно было им пройти безвредно между Сциллою сердечного влечения и Харибдою нравственного закона…
В.Г. Белинский. «"Горе от ума". Комедия в 4-х действиях, в стихах. Сочинение А.С. Грибоедова» (1839)
Авось и в Сциллу не попаду и Харибду миную!
И.С. Тургенев. «Где тонко, там и рвется» (1851)
Оказалось, что тут было крупное недоразумение. Оно заключалось в том, что оба лица, между которыми я очутился, как между Харибдою и Сциллою, были и правы и неправы.
В.П. Мещерский. «Мои воспоминания» (1897)
А моральные мучения советского человека и того почище - между Сциллой и Харибдой, между предательством и репрессиями, между трусостью и преследованием, между преступлением и наказанием.
Владимир Соловьев. «Три еврея, или Утешение в слезах. Роман с эпиграфами» (1975-1998)
И нас завлечь высоким качеством «товара», и рекламой не перекормить: чистая эквилибристика - пройти без потерь между Сциллой и Харибдой.
Валерий Аграновский. «Вторая древнейшая. Беседы о журналистике» (1976-1999)
Главная трудность - пройти между Сциллой банальности и Харибдой вовсе сумасшедших выводов, которым никто никогда не поверит.
Леонид Блехер, Ирина Прусс. «Ярмарка "Отрада"» // «Знание - сила» (1997)
Сциллу бюрократии они преодолели. Но фестиваль напоролся на Харибду анархии и начал на наших глазах катастрофически тонуть.
Евгений Евтушенко. «Волчий паспорт» (1999)
И даже в политике история России того времени была не просто болтанием между Сциллой самодержавия и Харибдой либерализации.
Федор Анцыферов. «Иной путь, Или к чему могли привести петровские реформы» // «Вокруг света» (2004)