поэзия, легенды, мнение
Очередной ассоциативный ряд, возникший на фоне событий
Кстати, сразу скажу, что я не против проведения СВО, я даже, скорее на стороне тех, кто думает, а какого х….. так долго думали?!?!
Но…. Побывав на днях на одном «мероприятии», родилась у меня очередная связь со стихотворением замечательного нашего русского и советского артиста, киноактёра, композитора, поэта и исполнителя, кумира эстрады первой половины XX века, основоположника русской авторской песни, лауреата Сталинской премии II степени (1951) — Александра Николаевича Вертинского (8(20).03.1889 -21.05.1957):
«То, что я должен сказать» («Проводы погибших юнкеров»)
«Я не знаю, зачем и кому это нужно,
Кто послал их на смерть недрожавшей рукой,
Только так беспощадно, так зло и ненужно
Опустили их в Вечный Покой!
Осторожные зрители молча кутались в шубы,
И какая-то женщина с искажённым лицом
Целовала покойника в посиневшие губы
И швырнула в священника обручальным кольцом.
Закидали их ёлками, замесили их грязью
И пошли по домам — под шумок толковать,
Что пора положить бы уж конец безобразью,
Что и так уже скоро, мол, мы начнём голодать.
И никто не додумался просто стать на колени
И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране
Даже светлые подвиги — это только ступени
В бесконечные пропасти — к недоступной Весне!»
(1917 г.)
Уже более 20 лет каждый год 7 ноября москвичи приходят на сохранившийся участок кладбища близ храма Всех святых на Соколе, чтобы воздать память и честь защитникам Кремля — юнкерам одного из старейших военных училищ — Александровского, погибшим 27 октября-2 ноября 1917 года во время «антибольшевицкого мятежа».
Тогда, 13 ноября 1917 года, среди участников их похорон на воинском Братском кладбище во Всехсвятском, был и Александр Вертинский. Про то, что он видел и чувствовал на похоронах и вообще в тогдашней Москве, он и написал песню.
Текст этот можно прочитывать по-разному и слышать можно по-разному. Но необходимо бережное отношение к этому смелому и искреннему художественному свидетельству эпохи.
Вертинский — интересный и порядочный творческий свидетель эпохи I Мировой войны, Февральской и Октябрьской революций и Гражданской войны, и лично смелый человек, не прятавшийся от опасности и ответственности. На германском фронте он был военным фельдшером, лично спасал раненных.
Он всегда воспринимался неоднозначно в самой разной среде и нигде не был «своим». Вертинский — человек по своей личной и творческой биографии противоречивый, ввиду богемной размытости его жизни. Без поэта и его непосредственных последователей и творческих соратников, наверное, не был бы возможен и Высоцкий.
Он, можно сказать, основоположник русской авторской песни как особого жанра, соединяющего в себе русские, еврейские, цыганские художественные традиции и делающего до того не богатую содержательным ресурсом форму городского романса средством передачи очень глубокого содержания и очень напряженных эмоций.
Ну, и о том самом «мероприятии»:
В Орске простились с бойцом ЧВК «Вагнер» Максимом Штангеем. Он погиб при исполнении воинского долга в Артемовске Донецкой Народной Республики
(кстати, 3-и похороны за последние 10 дней….)
Источники:
https://www.culture.ru/poems/3234/to-chto-ya-dolzhen-skazat
http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=3788&level1=main&level2=articles
https://orsk.ru/news/120510-v-orske-prostilis-s-boycom-chvk-«vagner»-maksimom-shtangeem
- Куда пропал советский поезд с детьми
- Тень отца Жоржа: хитросплетения судеб известных личностей и их потомков
- Самый неприятный русский богатырь
- Во Франции поклонялись святой собаке
- Фея Мелюзина: кем она была и как повлияла на общество
Юнкера одновременно расстреливали из пулемётов солдат в Кремле в двух местах: солдат 56-го полка у памятника Александру II и солдат арсенала во дворе арсенала.
Вот что рассказывает о сдаче Кремля юнкерам солдат 56-го полка:
«Около 7 часов утра 28 октября в казармы 56-го полка в Кремле кто-то вбежал и крикнул, что Троицкие ворота открыты. Солдаты быстро вскочили с нар и увидели, что со всех сторон на площадь около казармы вбегают юнкера и офицеры, за ними тащат пулемёты и направляют их прямо на казарму.
Появился броневик и тоже направил свои пулемёты на солдат. Солдаты растерялись и начали кричать, обвиняя командный состав в предательстве. Сопротивление было невозможно». Через несколько минут в казарму ворвались юнкера с криком:
Выходи на улицу все до одного без оружия!
Когда все пять рот собрались на площади, юнкера с криками и площадной руганью построили их поротно, лицом к Чудову монастырю.
Тут же юнкера спешно начали устанавливать пулемёты: один около царь-пушки, другой около стены Чудова монастыря, третий около входа в казарму и четвёртый у стены арсенала.
Кроме этого, окружив солдат, юнкера стали производить тщательный обыск, шаря по карманам, за голенищами и т.д. При обыске солдат беспощадно избивали: кто прикладом, кто кулаком; били по лицу.
Солдатам стало ясно, что они вышли безоружными на улицу, чтобы умереть от рук бешеной белогвардейщины.
После тщательного обыска вся белая банда отошла в сторону. Подали команду открыть огонь по противнику.
Сразу затрещали пулемёты. Послышались крики:
Спасайтесь! Убивают!
Кто-то крикнул:
Ложись!
Все солдаты, как один, повалились на мостовую, но это не спасло их: стрельба продолжалась и по лежачим. Часть солдат пыталась спастись в казармах, но это им не удалось: им мешали бежать залёгшие солдаты, среди которых были убитые и раненые, а пулемёт в упор расстреливал их у входа в казармы.
Расстрел продолжался минут пятнадцать.
«Лёжа я слышал, рассказывает тот же солдат, как кричат и бьются в предсмертной агонии раненые товарищи. Часы на Спасской башне с перезвоном пробили девять часов утра. Стрельба прекратилась.
Вставайте, сволочи! Чего лежите, негодяи!
Я поднял голову чувствую, что жив и даже не ранен. Снял шапку, посмотрел на неё и тоже подумал: жива; одел её обратно. Передо мной открылась жуткая картина: корчащиеся в предсмертных судорогах, стоны и хрип раненых, ползающих по земле...».
Другой солдат из арсенала Кремля дополнил эти воспоминания.
«Арсенальцев юнкера построили во дворе арсенала, произвели проверку по именному списку, а затем вывели на площадь между казармами 56-го полка и арсеналом.
Явился какой-то офицер начальник. Не поздоровавшись с арсенальцами, он, приняв рапорт от старшего юнкера, прошёл дальше к царь-пушке.
После этого арсенальцы простояли около часу.
Пришёл какой-то офицер. Команда: «Смирно!»
Юнкера вытащили из арсенала два пулемёта и поставили их справа и слева по направлению наших рядов.
Никакой команды никто не подавал.
Вдруг где-то раздался одиночный выстрел, и сейчас же, как по сигналу, заработали пулемёты.
Раненые и убитые стали падать, за ними попадали и все оставшиеся невредимыми.
Пулемёт остановился. Раздалась команда: «Встать!»
Арсенальцы встали и бросились было через калитку железных ворот арсенала обратно в казармы. Но у калитки стояли два юнкера, которые бросили в арсенальцев две ручных гранаты. Произошла паника и давка, во время которой многих затоптали.
В казармах арсенальцы нашли полный разгром: постели были изорваны штыками, сундуки разбиты, все вещи и амуниция разбросаны, в баки для еды нагажено».
Вот ещё одно свидетельство дикого расстрела безоружных солдат. Это сухой рапорт генерал-майора Кайгородова, отправленный по начальству 8 ноября 1917 года.
«В 8 часов утра 28 октября, доносил генерал, Троицкие ворота были отперты прапорщиком Берзиным и впущены в Кремль юнкера. Прапорщик Берзин был избит и арестован. Тотчас же юнкера заняли Кремль, поставили у Троицких ворот два пулемёта и броневой автомобиль и стали выгонять из казарм, склада и 56-го пехотного запасного полка солдат, понуждая прикладами и угрозами. Солдаты склада в числе 500 человек были построены без оружия перед воротами арсенала. Несколько юнкеров делали расчёт. В это время раздалось откуда-то несколько выстрелов, затем юнкера открыли огонь из пулемётов и орудия от Троицких ворот. Выстроенные без оружия солдаты склада падали, как подкошенные; раздались крики и вопли, все бросились обратно в ворота арсенала, но открыта была только узкая калитка, перед которой образовалась гора мёртвых тел, раненых, потоптанных и здоровых, старающихся перелезть в калитку; минут через пять огонь прекратился. Оставшиеся раненые стонали; лежали обезображенные трупы».
Когда солдат перегоняли из казарм во двор окружного суда, юнкера приказали им идти с поднятыми руками.
Кому личность то сегодня нужна, если их, личностей - 8 миллиардов.
И у каждой личности - своя порядочность.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Бойцам бесспорно Светлая память, но резануло, с каких пор бойцы ЧВК исполняют воинский долг? Зарабатывают деньги, отрабатывают свободу, кто то по призванию, кто то не смог реализоваться на гражданке, но это никак не связано с понятием "Воинский Долг".